КДОШИМ /Святы…/

on
MK_fragment_L9994730
Раввин Михаил Коган

Закончился один из самых радостных месяцев в еврейском календаре, месяц нисан. Следующий за ним — месяц ияр. Он не столь насыщен религиозными праздниками, как предыдущий. Разве что Лаг ба омер / 33-й день счёта омера относится к этому месяцу и приходится на 18 ияра. Этот день традиционно воспринимают, как праздничный, жгут костры и совершают паломничество на могилу великого каббалиста рабби Шимона бар Йохая, находящуюся на горе Мерон, что неподалеку от Цфата. Но для этого нужно, по меньшей мере, оказаться в Израиле. Мы же с вами наслаждаемся жизнью на земле Ашкеназ, так что паломничества на могилу праведника совершить не сможем. Да и с разжиганием костров есть проблемы. Что же можно предпринять в этот день? Вывезти семью на природу, устроить праздничную трапезу у себя дома или совершить внеплановое посещение синагоги. Всё это вам не навредит. Напомню, в этом году Лаг ба омер выпадает на 26 мая.

После такого жизнеутверждающего вступления можно перейти непосредственно к недельной главе. Итак – Кдошим/Святы. Первое, на что хочется обратить ваше внимание – время, когда мы читаем эту главу. В эту неделю мы отмечали День памяти погибших в войнах Израиля и День Независимости Израиля, его шестьдесят восьмую годовщину. Думаю, такое сочетание текста Торы и упомянутых выше событий вполне закономерно. Глава Кдошим, а она, на мой взгляд, одна из самых важных во всём Пятикнижии, практически вся состоит из множества этических норм и предписаний, регулирующих личную и общественную жизнь людей. Именно эти нормы являются основой нравственного существования. И если этими нормами начинают пренебрегать, может наступить деградация общества и развал государства. Вот и получается, что содержание нашей недельной главы и процветание еврейского государства связаны между собой. Потому не лишне ещё раз освежить в своей памяти это содержание. Глава Кдошим/Святы начинается так:

И говорил Гос-дь Моше: говори всей общине сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Гос-дь, Б-г ваш. /Ваикра 19, 1-2/

Мне кажется, что когда человек слышит слово «святость», его первая реакция должна быть реакцией отторжения, то есть, он не относит это к себе. Ему кажется, что речь идёт про каких-то отощавших от бесконечных постов и воздержаний старцев, живущих в пещере и при свете лучины изучающих старинные фолианты. Такое восприятие сформировано у нас классической живописью и литературой. Если бы мы с младых ногтей изучали комментарии еврейских мудрецов, то имели бы иные представления о понятии «святость». Например, Раши объясняет это слово следующим образом:

Отдаляйтесь от запретных половых связей /описанных в предыдущей главе/. Во всяком месте, где ты выстроишь ограду запрещённым половым отношениям, ты обретёшь святость… И не растрачивай напрасно семя своё.

Конечно же, измождённые старцы, скрывающиеся в пещерах, далеки от плотских наслаждений. То есть, про них можно сказать, что они святы. Но речь в нашей главе не об этом. Речь о том, что необходимо удерживать себя от запрещённых Торой отношений не путём бегства в пустыню, а усилием воли, оставаясь при этом рядом с источником соблазна, то есть среди людей. Надо уметь вовремя «поставить ограду» перед соблазном. Вот тогда ты по праву можешь считать, что кдуша/святость стала одним из твоих качеств. И в какую бы сложную ситуацию ты ни попал, обладая таким свойством, ты сумеешь удержаться от греха, а «святость» свою сохранить и упрочить.

Итак, наша глава начинается требованием «быть святыми». Надеюсь, оно вас не смущает. А теперь проявите своё любопытство и посмотрите, какими словами заканчивается глава:

Будьте же Мне святы, ибо свят Я, Гос-дь, и Я выделил вас из народов, чтобы быть Моим. /Ваикра 20, 26/

Казалось бы, то же требование. Начали словами «святы будьте» и закончили — «будьте же Мне святы». Вы не находите, что это одно и то же? Как будто мы движемся по кругу. Но если прочитать внимательно первый и последний стих, можно обнаружить, что речь идёт о разных ситуациях. В первом стихе исходное условие достижения святости – это общее собрание всей общины. Раши поясняет:

Слова «говори всей общине сынов Израилевых» учит нас, что всё содержание главы было передано при общем собрании общины. Потому что большая часть Торы связана с жизнью общины.

Иными словами, когда евреи вместе, к ним спускается Шехина/Бож-ное Присутствие. Их личные качества не имеют столь существенного значения, куда важнее наличие миньяна, десять взрослых мужчин. Им не нужно быть праведниками, чтобы вместе «вознести» молитву.

Завершается наша глава так же требованием святости, но причина требования другая: «Я выделил вас из народов, чтобы быть Моим». Чем святость «единства» отличается от святости «избранности»? Чтобы собрать нас всех вместе, достаточно определённого воздействия извне, некой внешней организующей силы. Чтобы быть «народом избранным», нужно вести себя определённым образом, придерживаться тех жизненных ценностей, которые угодны Всевышнему. Для этого достаточно одного еврея, носителя этих ценностей. Даже в полном одиночестве, например, в пустыне он может воплощать собой избранный народ.

В связи с этим позвольте одну маленькую историю. В 1944 году нацисты приступили к окончательному «избавлению» Греции от евреев. Собрали их в Салониках, погрузили на большой корабль и поплыли в сторону Польши. По дороге капитан получил радиограмму, что нужно свернуть с курса и добраться до маленького островка, который находится на расстоянии одного дня плавания. По сведениям командования, на этом острове остались евреи. Корабль свернул с намеченного курса и целый день плыл до указанного острова. А когда прибыл туда, оказалось, что на этом острове среди всего греческого населения проживал лишь один пожилой еврей, который и сам, должно быть, не помнил, из какого он народа. Но даже его нельзя было оставлять в живых. Ведь через этого ассимилированного еврея Б-г способен проявиться в этом мире, что вовсе не желательно. Пришлось немцам сделать приличный крюк и избавить Грецию от еврейского присутствия полностью. Вот как нацисты боялись избранности евреев.

Наша глава — это своеобразная инструкция, в которой описано, как от святости, возникшей у горы Синай, я назову её коллективной, добраться до святости избранничества, когда каждый еврей становится носителем идеи Б-га. Ответ прост и заключён в одной единственной фразе из нашей главы:

 Возлюби ближнего своего как самого себя! Я, Гос-дь! /Ваикра 18, 18/

В этом, как утверждал рабби Акива, суть всей Торы. Действительно, в данной фразе удачно сочетается идея двух видов святости: коллективной, когда я соотношу себя с другим, и святости избранных, когда я вижу в другом самого себя. Но произойти подобное может только при одном условии: если все мы вместе и каждый по отдельности ощущаем присутствие Творца. Потому и заканчивается приведённый стих словами: «Я, Гос-дь!»

Комментарии к другим главам

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s