ПИНХАС

MK_fragment_L9994730
Раввин Михаил Коган

Предыдущая глава Балак завершается рассказом о прегрешениях, совершённых евреями на сороковой год их странствий по пустыне. Вот что произошло в долине Шитим перед самым началом завоевания Кнаана:

И жил Исраэль в Шиттиме, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И приглашали они народ к жертвам божеств своих, и ел народ, и поклонялся божествам их. И прилепился Исраэль к Баал-Пэору. И возгорелся гнев Гос-день на Исраэль. /Бамидбар 25, 1-3/

В чём заключена суть поклонения Баал-Пэору, разъясняется в Талмуде:

Сказал раби Аба бар Каhане… /Билам дал совет Балаку/: Б-г евреев ненавидит разврат. Евреи же очень любят одежду из льна. Изготовьте такую одежду и поручите проституткам её продавать. Старух посадите у входа в палатку, а молодых – внутри. В час, когда Израиль выходит прогуляться по рынку, старухи предлагают им купить льняную одежду, а молодые приглашают мужчин в палатку и продают им ту же одежду в два раза дешевле. Они угощают их вином, разжигая в них порочные желания, а в качестве оплаты предлагают послужить идолу. «Но я ведь еврей», возмущаются те. «А что вас тревожит, – отвечают девушки, – от вас ничего не требуется. Опустошите свой желудок перед этим истуканом и получите то, что хотели». /И не знал Израиль, что именно в испражнении заключалось служение Баал Пэору/. /Санhендрин 106,а/

Нам может показаться странным, что такому важному божеству, как Баал Пэор, служили подобным образом. Вполне естественно, что израильтянам, гулявшим по мидьянскому рынку, это тоже казалось странным. Им и в голову не приходило, что в глазах Всевышнего помочиться на какую-то деревяшку было равносильно смертельному греху. Но когда юные девы готовы были отдаться им только за то, что они облегчат свой желудок рядом со статуей Балл Пэора, у них обязательно должен был возникнуть вопрос, что за всем этим стоит? Невозможно плотские удовольствия получать так просто. Но сыны Израиля почему-то не утруждали себя лишними вопросами. Допускаю, что люди, выросшие в пустыне, в полной изоляции от других народов, ничего не знали о культе Баал Пэора. Но поверить, что они понятия не имели о таком явлении, как блуд, просто невозможно. Ведь он связан с основными инстинктами человека и процветает повсюду, в любом обществе. Даже там, где явно проявляется Шехина/Бож-ное Присутствие. Вспомним лишь один маленький пример: изготовив золотого тельца, евреи сели есть и пить, а затем устроили оргию. Не танцы под гармошку, а коллективный блуд. И происходило это у горы Синай.

Некоторые сводят блуд исключительно к простым физическим действиям, забывая, что это всего лишь внешняя оболочка, за которой прячется своя идеология. Суть этой идеологии, на мой взгляд, заключается в том, что основой основ жизни человека и смыслом его бытия, является получение физических удовольствий. Причём, любой ценой. И если это так, то личностные ценности этому мешаю. Поэтому они должна быть убраны или уничтожен, а все морально-этические нормы, связанные с жизнью духа, объявлены вне закона. Культ физического тела возводится на пьедестал. Поясню это на примере. Когда сыны Израиля стали блудодействовать с дочерьми Моава, в лагере израильтян произошёл неприятный инцидент:

И вот некто, из сынов Израиля пришёл и подвёл к братьям своим Мидьянитянку перед глазами Моше, и перед глазами всей общины сынов Израиля./Бамидбар 25, 6/

Почему этот НЕКТО не назван по имени? Он что, никому не знаком? Напротив, этот человек известен всем, более того, он – лидер колена Шимона. И далее читаем:

И увидел это Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-священника, и встал он из среды общины, и взял копьё в руку свою. /Бамидбар 25, 7/

Этому НЕКТО противостоит человек по Имени. Доподлинно известно из какой он семьи, названы его отец и его дед. И это – не случайно. Семья в данной ситуации, чрезвычайно важна, и она противостоит идеологии блуда, которую характеризуют полная безымянность и обезличивание. У блуда нет имени, нет семьи, есть только тело, требующее наслаждений. Книга ЗОАР пишет:

И Гос-дь сказал Моше, говоря: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-священника… Рабби Элиэзер начал: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отказывайся от учения матери твоей…» /Мишлей 1, 8/
«Наставление отца» – это Б-г, «учение матери» – это собрание Израиля. /Зоар. Пинхас, 1, 1/

Выстраивается важная триада: ЧЕЛОВЕК/его имя/, Б-Г/имя его отца/, НАРОД/имя его матери/. Отказ от своего имени и от семьи – это, по существу, и есть блуд. Для евреев разврат – это не личное. Вспомним, что сказал Билам Балаку: «Б-г евреев ненавидит разврат…». Почему? Да потому, что разврат является угрозой существования всего народа. Поэтому в Законе уделяется особое внимание тем постановлениям, в которых проявляется забота о чистоте семейной жизни и сохранении традиций.

Как только ревнитель Пинхас убивает этого НЕКТО и пришедшую с ним Мидьянитянку, прекращается мор среди сынов Израиля. И сразу вслед за этим Гос-дь приказывает Моше:

И Гос-дь сказал Моше, говоря: Враждуйте с Мидьянитянами и поражайте их, ибо враждебны они вам в своих кознях, которые они замышляли против вас, в деле Пэора, и в деле Козби, дочери начальника Мидьянского…/Бамидбар 25, 17-18/

Оно и понятно, война с Мидьяном – дело особой важности, и откладывать его никак нельзя. Ведь речь идёт об угрозе существования всего народа. Но вот что странно, Моше, почему-то, не объявляет о всеобщей мобилизации и не выдвигает вперёд еврейские полки. Война с Мидьяном по непонятным причинам откладывается. Она начнётся, но только позже. В следующей главе МАТОТ об этом будет сказано так:

И сказал Гос-дь Моше, говоря: Отомсти за сынов Израиля Мидьянитянам, затем приобщишься к народу своему. /Бамидбар 31, 1-2/

А пока наш лидер занят другим. Какие же дела отвлекли Моше от исполнения Бож-ного приказа? Перечислим их:

•Поголовный пересчёт всей общины по родовым домам. Каждый должен знать, из какой он семьи.
•Раздел Земли в наследие по числу имён посредством бросания жребия. Каждый должен знать, где он живёт.
•Назначение приемника Моше – Иошуа бин Нуна. Каждый должен знать, кто им руководит.
•Перечень праздников и связанных с ними жертвоприношений. Каждый должен знать о своём участии в общественных делах.
•Принятие и исполнение личных обетов и клятв.

Как мы видим, всё, что проделал Моше, было связано только с одним: укрепление дома и семьи. Каждый человек обязан знать свой род, свою семью, свою землю и свой дом. И что чрезвычайно  важно, построить верные отношения со своими близкими. Лишь после этого могут начаться военные действия с Мидьяном:

Вот законы, которые Гос-дь заповедал Моше /об отношениях/ междумужем и женою его, между отцом и дочерью его… И сказал Гос-дь Моше, говоря: Отомсти за сынов Израиля Мидьянитянам… /Бамидбар 30, 17/

На «игровом поле» мировой истории в долине Шитим разыгрывается эпохальное сражение между ценностями семейной жизни и безудержным, разгульным блудом. Результат этого сражения может повлиять на сам факт существования еврейского народа. Важно то, что только добрые, построенные на любви, отношения между мужем и женой, между родителями и детьми, смогут принести народу Израиля победу над Мидьяном. Вот почему, получив приказ воевать, Моше начинает укреплять пошатнувшиеся отношения к семье и к браку. С той поры так и повелось, если рушатся семьи, исчезают империи. И наоборот, когда молодые становятся под хупу, Израиль получает благословение.

Комментарии к другим главам

Advertisements

Kommentar verfassen

Trage deine Daten unten ein oder klicke ein Icon um dich einzuloggen:

WordPress.com-Logo

Du kommentierst mit Deinem WordPress.com-Konto. Abmelden / Ändern )

Twitter-Bild

Du kommentierst mit Deinem Twitter-Konto. Abmelden / Ändern )

Facebook-Foto

Du kommentierst mit Deinem Facebook-Konto. Abmelden / Ändern )

Google+ Foto

Du kommentierst mit Deinem Google+-Konto. Abmelden / Ändern )

Verbinde mit %s