
В эту субботу мы читаем сразу две главы МАТОТ и МАСЭЙ и завершаем четвёртую книгу Торы БАМИДБАР. Как всегда, количество тем, предложенное в этих главах, огромно, но нам придётся довольствоваться всего лишь несколькими. Начну с темы о «пионерах», не тех, кто с красными галстуками, а тех, кого называют «первопроходцами». На иврите – халуцим. В нашей главе это понятие встречается не единожды. В первый раз — в связи с войной против Мидьянитян:
И сказал Гос-дь Моше, говоря: отомсти за сынов Израиля Мидьянитянам, затем приобщишься к народу твоему. И говорил Моше народу, сказав: hЭХАЛЬЦУ из вас, людей для войска, чтобы они пошли против Мидьянитян совершить мщение Гос-дне над Мидьянитянами./Бамидбар 31;1-3/
Я оставил это понятие на иврите, потому что не знаю, какой перевод на русский язык наиболее точен. Раши предлагает сразу три варианта:
- Значение слова такое, как в переводе Онкулуса: hэхальцут – проворность.
- Халуцэй цава – вооружённые воины.
- Халуцим – цадиким/праведники.
Все три значения, по отдельности и вместе, вполне подходят для приказа Моше: нужно собрать проворных, вооружённых и праведных людей для войны с Мидьянитянами. И заметьте, ни слова о «пионерах» или «первопроходцах». Почему я решил, что халуцим – это те, кто в авангарде? Потому что так переводится это слово в современных словарях. Напрашивается вопрос: может быть, в текстах Торы данное понятие имеет несколько иной смысл? В третьей книге Торы ВАИКРА сказано:
Если же язва опять появится на доме после того как выломали/хилец те камни… /Ваикра 14; 43/
Опираясь на этот текст рав Гирш (1808-1888, Германия) поясняет: смысл слова «халуц» означает «вырвать нечто частное из общего». Например: камень из кладки. И тогда это частное можно рассматривать как представительство общего.
По каким качествам выбирают этих представителей? Они проворны? Вооружены? Или же праведны? Это зависит от того, кто и для чего их выбирает. В данном случае речь идёт о войне с самым загадочным и самым коварным противником – Мидьянитянами. Война эта настолько важна, что пока она не завершится нашей победой, смерть Моше откладывается.
Отомсти за сынов Израиля Мидьянитянам, затем приобщишься к народу твоему.
Казалось бы, это предложение Всевышнего — хороший повод не торопить начала войны и жить как можно дольше по эту сторону Иордана. Многие бы им воспользовались, но только не Моше. Заметьте, что обычно Моше обращается к сынам Израиля/бней Исраэль, а в этом случае он обратился ко всему народу/эль hа ам. Это происходит потому, что в предыдущем стихе Всевышний говорит о приобщении «к твоему народу/эль амха», то есть о возвращении души к Создателю. Моше пользуется тем же словесным оборотом, потому что понимает: Творец уже приготовил для него «этот путь возвращения». Воспользовавшись им, то есть этими словами, Моше быстрее достигнет желаемой цели, победы в войне.
Ещё одна важная деталь. Всевышний говорит о «мести за сынов Израиля». Моше призывает отомстить за Гос-да. Хизкуни (р.Хизкия бен Маноах, 1250-1310, Прованс) предлагает следующий комментарий:
Сказал Моше: Владыка мира, это месть за Тебя. Ведь Кнаанские народы питают ненависть к нам из-за Тебя. Потому пошёл Исраэль на Мидьянитян, а не на Моавитян, потому что ещё ещё не полна их чаша и не пришёл их конец, как пророчествовал о них Билам: «Вижу его, но оно не ныне, смотрю на него, но издали. Взойдёт звезда от Яакова… и сокрушит пределы Моава…». /Бамидбар 24;17/
Война с Мидьянитянами действительно оказалась победоносной. Города врагов сожжены, все мужчины убиты, а женщины, дети, стада и всё имущество стали нашей добычей. Остаётся пройти победным маршем под крики всеобщего ликования! Но на деле происходит следующее:
И вышли Моше и Элазар, священник, и все князья общины к ним навстречу из стана. И прогневался Моше на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших из военного похода. /Бамидбар, 31; 13-14/
Что же произошло? Почему отменён парад победы? Чем недоволен наш предводитель? Сейчас, когда его душа уже готова покинуть этот мир, очень странным кажется то обстоятельство, что его охватил гнев. В Торе есть ответ на этот вопрос:
И сказал им Моше: вы оставили в живых всех женщин? Ведь они по совету Билама искушали сынов Израиля изменить Гос-ду ради Пэора, и был мор в общине Гос-дней! /Бамидбар, 31;15-16/
Мудрецы Талмуда обсуждают этот момент:
И прогневался Моше на военачальников: сказал рав Нахман, сказал Раба бар Авуга: обратился к ним Моше: неужели вернулись вы к старым грехам? Сказали ему /военачальники/: никто в этом не замечен. Ответил им
/Моше/: если так, зачем принесли искупительные жертвы в Храм? Сказали ему: может, делом и согрешили, но в мыслях — не грешили. /Шаббат 64,а/
Пожалуй, впервые так явно разделяют мудрецы внешнее действие и внутреннее намерение людей. И мне кажется, что это разделение характерно именно для нового поколения, выросшего в пустыне. Хотя уже сорок лет назад в десятом речении у горы Синай прозвучало: «Не возжелай дома ближнего твоего…». То есть, дело не только в том, что ты реально отнимешь чужое, даже подумать об этом – уже грех. Сыны Израиля, захватив в плен Мидьянитянских женщин, не допустили не единой мысли о возможности согрешить с ними, хотя война происходит сразу после известных событий в долине Шиттим. Мне кажется, что причина праведного поведения израильтян в том, что на войну отправились халуцим, люди, обладающие определёнными качествами. Согласно комментарию рава Гирша, халуц – посланник народа, носитель той идеи, которую этот народ должен воплотить. И вот этот носитель определённой идеи отправляется на войну. Думаю, что война — не лучшее место для воплощения идей, однако, идеи способны оказывать сильнейшее влияние на поступки человека. О каких идеях идёт речь? Войну с Мидьянитянами Моше определил, как «мщение Гос-дне», хотя Всевышний говорил о «мщении за сынов Израиля». Раши пытается разрешить это противоречие:
Мщение Гос-дне – тот, кто выступает против Израиля как будто выступает против Гос-да.
Халуцим, ушедшие на войну с Мидьяном, воевали не во имя себя и своей выгоды. Они воевали во имя Всевышнего, потому и устояли перед грехом. Кто-то обязательно возразит, мол любой религиозный фанатик с пеной у рта будет утверждать, что все его дела совершаются только во имя Гос-да. Таким образом, самые страшные злодеяния можно прикрывать именем Творца. И ваши халуцим в данном случае ничем не отличаются от религиозных фанатиков.
Мысль проста и понятна. Дискутировать на эту тему не имеет никакого смысла. Действительно, любой фанатизм, будь он религиозный или социальный, порождает чудовищ. Вот только есть одно очень важное отличие между халуцим и религиозными фанатиками. Халуцим – посланники народа, а фанатики представляют группу людей. Народ не может быть плохим или хорошим, умным или глупым, добрым или злым. Народу свойственна цельность, гармония и стремление к абсолюту. То же самое характерно для халуцим.
Не забывайте, что еврейский народ, родившийся у горы Синай в момент Бож-ного Откровения, был наделён специфическими качествами для выполнения определённых задач. Не секрет, что евреи являются первооткрывателями/халуцим во многих областях жизни. Видимо, это не случайно. Мы верим, что Творец избрал нас и отправил в мир быть Его посланниками, чтобы вместе с этими открытиями и новыми идеями распространялся в мире Бож-ный Свет, а значит и всеобщее благоденствие.